Казанский музей ислама при мечети кул-шариф

Архитектурные особенности

Было неизвестно, как выглядела старая мечеть, и татарские архитекторы взяли за образец древнюю мечеть Аль-Кабир. Мусульманский храм, который считают знаковым для Поволжского ислама, стоял в Булгаре и был разрушен несколько веков назад.

Новое здание в Казанском кремле построили из долговечных материалов – уральского гранита и мрамора. Оно имеет 5 этажей, массивное основание 22 м на 22 м, центральный купол и шесть минаретов. Четыре минарета, которые расположены вокруг купола, поднимаются на 58 м. Кул-Шариф хорошо видно из любой части Кремля, набережной и противоположного берега реки.

Купол и минареты мечети Кул-Шариф

Архитектурный комплекс облицован белым мрамором. Он ярко блестит на солнце, а на закате стены отливают нежным розовым цветом. Купол и шпили высоких минаретов отсвечивают бирюзой. Фасад украшают надписи из Корана, сделанные из металла.

Покатый купол напоминает филигранную Казанскую Шапку – золотой венец русских государей, который сегодня хранится в Оружейной палате Московского Кремля. По одной из версий уникальный головной убор был изготовлен для царя Иоанна IV Грозного в честь покорения Казани. Купол мечети имеет высоту 39 м и диаметр 17,5 м.

Мечеть Кул-Шариф в ночной иллюминации

Мусульманский храм занимает центр большой красивой площади. Открытое пространство декорировано тротуарной плиткой зеленого и красного тонов – в цветах национального флага Республики Татарстан. С двух сторон от главного минаретного здания пристроены полупавильоны. Чуть в стороне стоит административно-хозяйственный корпус в 2 этажа, который возведен в том же стиле, что и сама мечеть.

Интересные факты о Кул-Шариф

  1. Все мечети мира смотрят в одном направлении — это Мекка Кааба. Чтобы люди сразу поняли, в какую сторону встать лицом, есть выступ. Он может быть совсем маленький или побольше. Молиться нужно только к нему лицом и ни в какую другую сторону.
  2. Мекка — город в Саудовской Аравии, родной город Пророка Мухаммеда. В городе находится главная святыня Кааба, которой поклоняются и совершают марш.
  3. Архитектурный проект разрабатывался заново, так как не было никакой информации о том, как выглядело здание в XVI веке. Считается, что она имела восемь минаретов как напоминание о восьми провинциях Волжской Булгарии и располагалась на месте бывшего юнкерского училища.
  4. Все осветительные приборы мечети, в том числе и огромная люстра, изготовлены в Чехии по эскизам татарстанских художников.
  5. Для строительства мечети Кул Шариф везли материалы со всей страны. Все двери мечети сделаны из краснодарского дуба, а для внутренней облицовки здания был использован мрамор, доставленный из Челябинской области.
  6. Оформление потолка сделано художниками Татарстана на холстах, которые по окончании поднимали к потолку.
  7. В библиотеке находится книга со вписанными именами каждого, кто пожертвовал деньги на восстановление достопримечательности.
  8. Тюльпан — важный символ в Исламской культуре. Он цветет 2-3 недели, потом быстро сохнет и все зарастает травой. Луковица маленькая, уходит очень глубоко под землю и создается ощущение, что тюльпан совсем умер. Но каждую весну происходит чудо, тюльпан вновь возрождается к жизни молодой и красивый. Люди смотрят на цветы и думают: почему Бог тюльпану дает такую возможность, а людям нет? Но мечта об этом сохранилась и символ того, что эта мечта может быть реальностью, воплощен в цветке тюльпана — никогда не умирающем. Цветок победы над смертью. Цветок Бога.
  9. Второе значение тюльпана — мистическое. Если мы напишем Аллах — Бог и лалла — тюльпан, написание на арабском языке будет практически идентичное. Для любой религии в древние времена это очень важный момент.
  10. В религиозном искусстве форма продиктована содержанием. Каждая сура — глава (в Коране 114 сур) рассказывает историю пророка Нуха — библейского Ноя.
  11. Ислам зародился в Саудовской Аравии, где финик — это хлеб пустыни. Основа рациона питания самых широких масс населения.
  12. Макет мечети, выполненный из золота и серебра, получил несколько наград на международных выставках.

Полезная информация для туристов

Кул-Шариф имеет статус главной соборной джума-мечети республики, города Казани и занимает площадь 19 тысяч кв. м. Просторное здание вмещает 1700 верующих, а площадь рядом с ним – до 10 тысяч человек.

Вид купола мечети изнутри

На храм интересно смотреть днем и в лучах заходящего солнца. Совершенно волшебно Кул-Шариф выглядит в темное время суток. Необычная ночная подсветка полностью преображает постройку, и вы можете отснять отличные кадры на память.

Мечеть – не только действующий храм, но и музей, куда приходит много туристов. Чтобы не мешать верующим, экскурсии проводят на смотровых балконах – слева и справа от главного зала. Для группы до 20 человек экскурсия стоит 400 рублей.

Верующие попадают в мечеть с севера – от главной молельной площади. В музей входят с нижней, южной платформы.

Люстра в молельном зале

Музейная экспозиция

Первый зал знакомит посетителей с историей мусульманской религии и жизнеописаниями пророков. Среди экспонатов — макет Каабы, издания Корана, предметы для намаза. Здесь можно полистать книги, посвященные исламу, и посмотреть на факсимильные копии рукописей.

Второй зал рассказывает о становлении мусульманской культуры на территории Поволжья и Приуралья. Здесь же представлена коллекция монет из серебра, украшенных арабским орнаментом. Посетителям демонстрируют книги и знакомят с биографией самых ярких представителей тюрко-татарских народов: писателей, деятелей культуры и религии

Оба зала тематически перекликаются и представляют 3 части экспозиции:

  • «Мусульманская цивилизация Поволжья»;
  • «Книжная культура татарского народа»;
  • «Ислам от эпохи реформаторства до современности».

В совокупности эти 3 раздела формируют у посетителей представление об истории ислама, особенностях татарского понимания этой ветви религии и вкладе мусульманской культуры в становление письменности, просветительство и историю цивилизации. Много внимания уделено книжной культуре ислама.

Современная экспозиция носит интерактивный характер и будет интересна широкому кругу публики. Большой популярностью у посетителей всех возрастов пользуется экспонат «Листающийся Коран», созданный на основе казанского издания 1803 г. С помощью этой интерактивной копии посетители могут прослушать и прочитать любую из сур священной книги на разных языках.

Музей находится в действующей мечети Кул-Шариф.

История

Место, с трех сторон окруженное водой, идеально подходило для крепости и первые поселения булгар появились здесь в X–XI веках, хотя археологические раскопки свидетельствуют о том, что высокий берег Казанки был заселен еще раньше.

Каменный кремль был построен булгарами в XII веке для обороны северных границ своего государства Волжской Булгарии. В 1237–1241 годах началось монгольское нашествие и господство Золотой Орды установилась над Русью и Крымом, а затем была разорена и Волжская Булгария, ставшая частью монгольской империи.

После распада Золотой Орды в 1438 году было образовано независимое государство волжских булгар со столицей в Казани, названное Казанским ханством. Начались работы по укреплению крепостных стен, был построен ханский дворец и несколько мечетей, в том числе каменная Нур-Али и деревянная ханская мечеть, которую возглавил сеид Кул Шариф.

В 1552 году войска Ивана Грозного взяли Казань и для возведения построек крепости были приглашены псковские зодчие во главе с Иваном Ширяевым и Постником Яковлевым. Большая часть стен и башен была построена в 1556–1562 годах. К настоящему времени из 13 крепостных башен сохранились 8, в том числе: Спасская и Тайницкая проездные, Воскресенская и Консисторская, Преображенская и Юго-восточная, Юго-западная и Безымянная круглые.

Спасская башня

Тайницкая башня

Первоначально храмы сооружали деревянные, а первой каменной стала церковь Николая Чудотворца, построенная в 1558 году. Четыре года спустя возвели Благовещенский собор, а в 1596 году появляется каменная церковь Киприана и Иустины. Полностью в камне и кирпиче стены и башни крепости были сооружены в конце XVI — XVIII веках.

В первой половине XIX века по распоряжению Николая I здесь строится дворец для губернатора Казани. Архитектор Константин Тон, принимавший участие в проектировании здания, задумал создать уменьшенную копию Большого Кремлевского дворца. Возведенное здание представляет собой яркий пример русско-византийского стиля. В настоящее время в бывшем губернаторском дворце находится резиденция Президента Республики Татарстан.

Президентский дворец

За свою историю Казанский кремль много раз менялся, перестраивались его стены, башни и храмы.

В 1994 году был создан Государственный музей-заповедник «Казанский кремль», а в 1995 году было решено восстановить мечеть Кул Шариф, разрушенную при взятии Казани в 1552 году. Открытие самой большой в Татарстане мечети состоялось в год тысячелетия Казани 24 июня 2005 года.

Памятник зодчим

В 2003 году в сквере рядом с Благовещенским собором был построен памятник «Зодчие Казанского кремля», скульптуры которого изображают русского и татарского архитекторов, смотрящих на результаты своего труда.

Адрес, время работы, как добраться

Мечеть расположена на территории музея-заповедника Казанский Кремль. Посетить знаменитую достопримечательность можно как самостоятельно, так и во время обзорной экскурсии.

Главная мечеть города открыта к посещению с 9 утра и до 18 вечера. В течение нескольких часов можно осмотреть все ее достопримечательности.

Чтобы добраться до достопримечательности, необходимо сесть в метро и проехать до станции «Кремлевская» или общественным транспортом доехать до остановки «ЦУМ» или «Дворец спорта».

Посещение комплекса оставит много положительных эмоций, восхищений на долгие годы. Прикоснитесь к культурному вековому наследству Татарстана, восстановленному талантливыми строителями, художниками и архитекторами республики.

  1. Казанский Кремль
  2. Дворец Земледельцев
  3. Казанская Ривьера
  4. Кремлевская набережная
  5. Башня Сююмбике
  6. Благовещенский собор Казани
  7. Улица Баумана
  8. Казанский Богородицкий монастырь
  9. Остров-град Свияжск
  10. Мечеть аль-Марджани
  11. Старо-татарская слобода
  12. Центр Эрмитаж-Казань

Описание

На территории Музея-заповедника «Казанский кремль» находятся:

  • Городище «Казанский кремль» X — XVI веков— культурный слой булгарского укрепленного торгового поселения первой половины X — XIII веков
  • Каменно-кирпичный кремль XVI — XVIII веков — это сама крепость, считавшаяся самой мощной и неприступной в то время. Высота ее стен составляет от 8 до 12 метров.
  • Архитектурные сооружения XVI — XIX веков, среди которых:
    • 5-ти главый Благовещенский собор, построенный в 1556–1562 годах псковскими мастерами Постником Яковлевым и Иваном Ширяем
    • Дворцовая (Сошествия Св. Духа) церковь 2-ой половины 18 века
    • Церковь Николы Ратного
    • Братский корпус и руины Спасо-Преображенского собора 16 века
    • Башня Сююмбике высотой 58 метров — одна из падающих башен мира с отклонением от вертикали 1,98 метра
    • Губернаторский дворец, построенный в 1842–1849 годах по проекту архитекторов К.А. Тона, А.И. Песке и М.П. Коринфского
    • Присутственные места конца XVIII — начала XIX веков
    • Гауптвахта середины XIX века
    • Юнкерское училище с манежем XIX века
    • Артиллерийской (пушечный) двор XVIII — XIX веков.

Также здесь открыты экспозиции следующих музеев:

  • Музей Государственности татарского народа и Республики Татарстан
  • Центр «Эрмитаж-Казань»
  • Музей исламской культуры
  • Музей естественной истории Татарстана.

Казанский кремль является местом поклонения мусульман к своим святыням и единственной в мире татарской крепостью.

В архитектуре исторического памятника сочетаются татарский и русский стили. Уникальность и значимость исторического и архитектурного памятника подтверждает включение Государственного музея-заповедника «Казанский кремль» в 2000 году в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Казанский кремль — это самое популярное место у туристов. Обычно экскурсии по его достопримечательностям начинаются от Площади 1 мая, на которой установлен памятник национальному герою Мусе Джалилю, написавшему в концлагере «Моабитские тетради». Рядом расположен Иоанна-Предтеченский мужской монастырь и здание Национального музея РТ.

История старой мечети

С середины XV до середины XVI веков в Среднем Поволжье существовало могущественное феодальное государство – Казанское ханство. Его жители исповедовали ислам суннитского толка, а в столице – красавице-Казани было несколько мечетей. Главный храм выделялся большими размерами, роскошной отделкой и имел 8 высоких минаретов.

Мечеть Кул-Шариф с высоты птичьего полёта

По традиции, главой мусульманского духовенства становился сеид – человек, который принадлежал роду потомков пророка Мухаммеда. После хана он имел статус второго должностного лица государства. В середине XVI столетия сеидом Казани был уважаемый всеми верующими Кул Шариф. Образованный имам писал стихи, вел переговоры и занимался религиозным просвещением. Татары с почтением называли его «амиром» или прославленным героем.

К середине XVI века богатое ханство потеряло былую мощь, и его история приближалась к закату. Для татар наступали тяжелые времена. В 1550 году ханство заключило мирный договор с Русью, однако вскоре отношения между двумя государствами ухудшились.

Вид мечети Кул-Шариф от торгового центра Пирамида

Когда русские воины осадили Казань, жители города отправили на переговоры тюменского князя Бирбараса и имама Кул Шарифа. Условия соглашения были очень невыгодными для татар, но им пришлось согласиться.

Осенью 1552 года войска царя Иоанна IV Грозного атаковали Казань. Имам возглавлял оборону одной из частей города, но силы были неравными. Он погиб вместе со своими бойцами. По одной из татарских легенд, Кул Шарифа убили на крыше главной мечети, а потом тело имама сбросили вниз.

Вид мечети Кул-Шариф с Преображенской башни Казанского кремля

После штурма улицы Казани охватил опустошительный пожар, все мусульманские храмы были разрушены. Так в огне и дыму закончился век старой мечети. Территории, которые раньше принадлежали Казанскому ханству, отошли русским, а местных жителей стали обращать в православную веру.

Сеид Кул Шариф

Потомки пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), которые были в родовой линии, уходящей к его внуку Хусейну, у мусульман называются сеидами. Кул Шариф также был сеидом, его род возводился к Мухаммаду. То есть Кул Шариф – прямой потомок пророка Мухаммеда (мир ему и благословение Аллаха).

Современные историки недавно обнаружили и опубликовали генеалогию сеидов Шакуловых, которые были из Касимовского ханства. Литературовед М.И.Ахметзянов показал таким образом, что данная геология действительно восходит к Мухаммаду и Хусейну. Вследствие этого, Кул Шарифа причислили к сеидам.

В 15-16 веках каждое отдельное татарское ханство имело по нескoлько сеидов, и только один из них мог быть верховным. Он так и назывался – великий сеид. Судя по данным из истории, которые до нас дошли, можно полагать, что Кул Шариф, так же как и Кул Мухаммад, был крымским сеидом. Кул Шариф некоторое время проживал с сеидом Мансуром в Астраханском ханстве. Мансур был предположительно его отцом. Литературовед Ахметзянов в свое время выдвинул гипотезу, что Кул Шариф является автором сочинений «Зафернаме-и вилайет-и Казан» (1550 г.), стихотворений «Шариф Хаджитархани» и «Кул Шариф». И действительно, после того, как Кул Шариф стал главным сеидом, в русских источниках продолжали упоминать о том, что Шариф является муллой. Из всех сочинений и стихотворений было замечено, что автор очень образован, он обладал знаниями в астрономии, знал татарскую и русскую историю, интересовался государственными делами. Первое его произведение «Зафернаме-и вилайет-и Казан» можно назвать прозой, здесь довольно много поэзии.

Страшное время Кул Шарифа

Кул Шариф жил в те времена, когда Казанское ханство было в трагической ситуации, приближающейся к гибели. Поэт потрясающе описал трагедию своего народа в своей прозе «Зафернаме-и вилайет-и Казан». О Казани он говорил, что ей неоткуда ждать поддержки, никто не помогает. Только правительство Тенгри и помощь ангелов вдохновляли ее. Кул Шариф рассказывает о тяжелой ситуации всего города, о том, что сложно было обеспечить безопасность всего государства, о том, что им пришлось подписать соглашение с немусульманами. Ради благополучия народа в 1550 году Казань заключала договор с Москвой о взаимопомощи и взаимопонимании. После заключения этого договора, каждая сторона еще не раз отправляла своих послов для урегулирования конфликта.

Но в следующем году русские войска нарушают мир и вступают в бой, летом они уже обступают всю Казань. Тогда для народа Кул Шарифа начались тяжелые времена. Казанцы отправляют русским воеводам послания о мире, чтобы те утихомирили свой гнев. Эти данные до нас дошли из Патриаршей летописи. С такими требованиями к Шах Али и русским главным воеводам отправлялись мулла Кул Шариф с тюменским князем Бибарсом Растовым. Таким образом, они выполняли волю своего народа. Это видно по грамоте, которую казанцы тогда отправили Ивану Грозному. Однако послы долгое время не соглашались идти на уступки. Это следует из летописи 1551 года. Тогда завоеватели решили пригрозить, если татары не примут решение русских воевод, то придется брать их силой. И лишь после этих угроз, послы согласились и приняли условия, поставленные Москвой.

Нужно отметить, что в принятии такого решения личной вины у Кул Шарифа и Бибарса не было. Они лишь выполняли государственный долг, так как являлись дипломатами того времени.

О, Шарифи, если ты еще надеешься на лучшее,
Не уходи с этой земли,
Ибо если ты уйдешь, кто же будет сахибом города Казани?Из прозы «Зафернаме-и вилайет-и Казан»

Убийство Кул Шарифа

Кул Шариф погиб во время взятия русскими Казани в 1552 году. Философ и историк Марджани, изучив народные предания, говорит о том, что Кул Шариф и его последователи, которые объединились в некое военное подразделение, погибли героически. Ученики Шарифа были молодыми студентами, они оборонялись отступая.

Кул Шариф, их предводитель, по словам Марджани, поднялся на крышу мечети, где его и убили, и упал вниз. Вот так трагически погибла выдающаяся личность всей эпохи Казанского ханства Кул Шариф.

Именно в честь сеида Кул Шарифа была названа впоследствии одна из крупнейших мечетей в Европе, с её историей вы можете ознакомиться здесь

Адрес и как добраться

Мечеть Кул-Шариф расположена по адресу: Казанский кремль, 13. На территорию комплекса существует 2 входа: через Спасскую башню и через Тайницкую. Первый работает круглосуточно, второй — до 18:00 зимой и до 22:00 летом.

Наземный общественный транспорт

Налажено транспортное сообщение со всеми районами города. При использовании наземного общественно транспорта можно доехать до:

  • остановки «Улица Батурина» (автобусы №22, 28, 89);
  • остановки «Центральный стадион» (троллейбус №2, автобусы №6, 15, 29, 35, 37, 47, 74, 75);
  • остановки «Дворец спорта» (троллейбус №7, автобусы №6, 35, 37, 47, 70).

Такси

В городе работают службы такси «Яндекс» и Gett. Для заказа нужно мобильное приложение. После указания начальной и конечной точек маршрута машина приедет через несколько минут.

Мне нравитсяНе нравится

Что посмотреть внутри

В центре большого зала висит 5-метровая хрустальная люстра весом в 2 тонны. Была изготовлена в Чехии. На полу расстелены ковры ручной работы, которые подарило правительство Ирана. Стены отделаны мрамором и гранитом из Урала. Таким образом, архитекторы хотели соединить в интерьере разные культуры, повлиявшие на Казань. Все комнаты и помещения украшены резьбой по дереву, плиточной мозаикой, цветными витражами, позолоченными деталями, лепнинами и золотым шитьём. В отделке также использован оникс, алебастр и змеевик. Окна имеют характерную удлинённую заострённую форму с символикой «возрождения» – тюльпанами.

Посещение мечети Кул Шариф

Главная мечеть в Казани — это не только молельное сооружение, но и культурно-просветительский центр Татарстана. В Музее ислама можно познакомиться с историей религии, а также ее распространения на территории Поволжья, посмотреть на традиционную мусульманскую атрибутику — четки, различные предметы для проведения намаза. В сувенирной лавке можно приобрести что-либо из товаров на память о посещении мечети.

Вход в здание свободный и бесплатный. Заплатить символическую сумму придется лишь на входе в Музей ислама. Двери мечети открыты для посетителей любых вероисповеданий круглогодично.

Однако во время знаменательных мусульманских праздников туристу бывает сложно попасть внутрь из-за огромного количества паломников со всего Татарстана и соседних регионов.

Мечеть Кул Шариф в Казани поражает своей архитектурой, интерьерами, величием и красотой. Не стоит огорчаться, если по каким-то причинам не удалось попасть в молельные залы или на балконы для туристов.

Архитектурный комплекс оставляет неизгладимое впечатление даже при любовании им лишь снаружи. Тем более, в темное время суток мечеть подсвечивается, что выгодно подчеркивает ее архитектурные особенности.

Стоимость и правила посещения

Чтобы посетить здание, нужно придерживаться некоторых правил:

  • закрытая одежда, голова, все тело должно быть покрытым;
  • отсутствие обуви, каждый разувается перед входом в здание, можно надеть бахилы на ноги;
  • во время молитвы нельзя мешать молящимся, женщинам нельзя проходить на мужскую половину, они молятся на втором этаже;
  • нужно проявлять толерантность к окружающим, верующим людям. Не торопить их, не шуметь, не фотографировать людей во время молитвы;
  • наблюдать за молящимися можно с одной из двух смотровых площадок для экскурсионных групп и индивидуальных туристов.

Посещение самой мечети бесплатно, а за вход в музей исламской истории, расположенный на цокольном этаже, взрослые платят 50 рублей, студенты и пенсионеры — 40 рублей, школьники – 20 рублей.

Интерьеры

Оформление мечети выполнено в строгом соответствии с мусульманскими традициями и национальными символами Татарстана. Всех, кто приходит сюда, поражает обилие позолоты, искусная лепнина, прекрасно выполненные мозаики и разноцветные витражи. В архитектуру здания органично вплетается символ процветания древней Булгарии – цветок тюльпана.

Холл на первом этаже мечети

Потолки храма оформили художники из Татарстана. Вначале они изобразили орнаменты и надписи на холстах, а потом готовые работы подняли и закрепили сверху. На внутренней поверхности купола золотой арабской вязью начертана одна из сур Корана. Стены украшают все имена Аллаха, а шамаили – имена пророков.

Роскошные напольные ковры мечеть Кул-Шариф получила в дар от правительства Ирана. Большую хрустальную люстру из цветного стекла, хрусталя и позолоты сделали чешские мастера. Она имеет диаметр 5 м и весит почти 2,5 тонны. Двери храма изготовлены из прочного дуба, который привезли из Краснодарского края.

Макет мечети

Кроме молельного зала, в здании находятся кабинет имама, гардеробы, места для омовений, музей и комната, где совершают исламский свадебный обряд – «нихак». В мечети бережно хранят книги с именами всех людей, которые пожертвовали деньги на строительство. Здесь также выставлены оригинальные подарочные издания Корана, напечатанные в разных странах мира.

Описание объекта

Строительство мечети Кул Шариф осуществлялось с 1996 по 2005 годы под руководством архитекторов фирмы «Татинвестгражданпроект» А.В. Головина, А.И. Исхакова, И.Ф. Сайфуллина, А.Х. Саттарова, М.В. Сафронова, С.П. Шакурова.

Здание плане представляет собой 2 наложенных друг на друга под углом 45 градусов квадрата, что образовывает 8-угольник. Стены мечети выполнены в виде 8 пересекающихся стрельчатых арок, обрамленных высеченными в мраморе аятами (структурная единица Корана, стих) и орнаментальными косичками.

В композицию стен вписаны высокие стрельчатые окна (в виде полукруглой арки) с витражами (из цветного стекла). Мечеть имеет восьмилотковую крышу, а её центральный объём по центру перекрыт куполом с вершиной высотой 36 метров и диаметром 17 метров. В куполе прорезаны окна в форме тюльпанов.

Мечеть венчают четыре главных минарета (башня, с которой осуществляется призыв на молитву), расположенных по углам основного объема здания. Главные минареты имеют высоту 55 метров. Мечеть имеет также 2 малых минарета и 2 полуминарета на углах главного входа в здание, которые выполняют функцию архитектурного декоративного элемента и акцентируют вход. На вершине каждого минарета – полумесяц.

Здание мечети облицовано белым мрамором, купол и вершины минаретов имеют окраску бирюзового цвета. Фасад главного здания украшен бронзовыми металлическими надписями арабской вязью и гранями порталов.

Мечеть Кул Шариф имеет 5 ярусов, включающих цокольный и технический, несколько площадок вспомогательного и технического назначения. В цоколе здания размещен Музей исламской культуры, гардеробы, помещения для омовения. На первом ярусе находится молельный зал для мужчин, кабинет имама, на втором – смотровые площадки в виде балконов для туристов и молельная зона для женщин.

При отделке здания применялись уникальные отделочные работы: керамические панно и росписи, выполненные по технологии XVI в., резной ганч, римская мозаика, ручная резьба по дереву и камню, классические витражи и цветные стекла по технологии запекания, позолотные работы и золотое шитье, облицовка фасада мрамором и гранитом. Паркетные полы мужского и женского зала устланы персидскими коврами. В отделке интерьеров применены естественные каменные материалы – гранит, мрамор разных цветов, мраморный оникс, змеевик. Мрамор, использовавшийся при создании мечети, привезён с Урала, внутреннее убранство – ковры – подарок правительства Ирана, цветная хрустальная люстра диаметром пять метров и весом почти две тонны сделана в Чехии.

Особенности экстерьеров реконструированного комплекса

По откликам, все, кто оказываются в Казани, мечеть Кул-Шариф осматривают в первую очередь. Ведь это – жемчужина площади Тысячелетия. Поражает масштабом конструкций, богатством фактуры и тектоники фасадов. Текстурой отделочных материалов, а также яркими цветовыми сочетаниями, создающими атмосферу некоей свежести (об этом ниже).

На данный момент вас ждут запоминающиеся достопримечательности. 6 минаретов высотой 58 метров (в 1996 г. они были самыми высокими в РФ, теперь такая слава перешла к мусульманскому храму в городе Грозный). Кстати, площадь, которую занимает суннитский собор, равна 10000 квадратных метров.

У главной религиозной обители свой двор. Он находится все в той же (западной) части Кремля. Ландшафтно связан с бывшим Юнкерским училищем (к тому ведет парадная лестница). Внутри основное здание, располагающее двумя пристроенными к нему полупавильонами. Четыре башни встроены по углам. Две поодаль. По разным сторонам.

Имеется также хозяйственно-административная постройка. Стилистика у всех элементов ансамбля единая – «ханафитская». Кроме того, она пересекается с канонами татарского (правильнее говорить, булгарского) гражданского строительства. Достаточно посмотреть на все здания Кремля. Каждый вышестоящий уровень меньше, но имеет больше граней.

Что касается материалов отделки, использовано эффектное сочетание ослепительно белого мрамора (при ярком солнце розоватый оттенок почти не заметен) и элементов бирюзового оттенка.

Упомянутые цвета олицетворяют у ханафитов непорочность и строгое следование букве Корана. Бирюза заменяет ритуальный зеленый цвет (ведь она погранична по отношению к голубому и изумрудному). Что касается дизайнеров, то для них такие тона – лучший способ передать ощущение чистоты и свежести. И оно есть!!!

Нижние уровни и поверхность сотворены из живописного по текстуре гранита. Венчают основную конструкцию традиционные для всех исламских направлений шпили и купол (кстати, последний изображает аутентичную шапку татар…). 2 роскошных балкона созданы специально в целях панорамного обзора (ведь сооружение изначально задумывалось для туристов). Арочные порталы и окна стрельчатые. Весьма высокие.

Наконец, на некоторых этажах использованы оникс и змеевик. Большинство пород добывали на Урале. В Казани «Голубая мечеть» (так прозвали культовое сооружение в народе) имеет внушительную высоту подкупольного пространства – оно составляет целых 39 метров. Для сравнения – купол кончается на страте 13-го этажа гражданского здания.

Бронзовые надписи фасада цитируют различные исламские мудрости. В качестве шрифта использована арабская вязь (так прописал единый закон для всех школ мусульманского зодчества).

Над буквами расположена изящная кованая изгородь (на крыше полупавильонов, считающихся первым уровнем). В здешних помещениях использовано много граней. Бросаются в глаза резные элементы П-образных фризов, кантующих все порталы.

В двух шагах протекает живописная извилистая река Казанка. От берега вас поднимает тротуар с поребриком из мрамора, где установлены современные светильники. Описанное пространство рассчитано на одновременное пребывание 1,5-2 тысяч верующих. На площадке перед зданием свободно встанут еще 10000 человек!

Тротуарная плитка с зелеными и красными узорами символизирует административную атрибутику Республики Татарстан. В наличии у каждого строения подсветка, придающая мечети эффектный облик даже в темное время суток. Зеленое убранство состоит из цветников, ухоженного газона, подстриженных деревьев.

История мечети Кул Шариф

Мечеть на территории Казанского кремля имеет не только религиозное значение, а изначально строилась как центр просвещения и мемориал памяти защитников города — на месте старой мечети, уничтоженной в 1552 году во время взятия Казани войском Ивана Грозного. В то время оборону одной из частей города Казани и возглавлял имам Кул Шариф, в чью честь названа новая мечеть, он погиб вместе со сподвижниками.

Указ о воссоздании мечети на историческом месте в Казанском кремле подписал в 1995 году президент Татарстана М. Ш. Шаймиев. Тогда же прошел конкурс на лучший проект.

Строительные работы начались уже в 1996 году и продолжались по 2005 год. Мечеть возводилась в основном за счет пожертвований: свой вклад в создание Кул Шариф внесли более 40 тысяч частных лиц и самых разных организаций, информация о них записана в книгах, хранящихся в главном зале.

Официальное открытие мечети состоялось 24 июня 2005 года и было приурочено к тысячелетию Казани.

Ирина Дементьева

Музей ислама в мечети Кул Шариф

Музей находится на цокольном этаже, его экспозиция размещена в двух залах. Первый более общий, посвящен истории религии и пророков; здесь можно познакомиться с книгами об основах ислама и выставкой предметов для намаза, увидеть макет Каабы, исторические рукописи и издания Корана. Второй зал посвящен истории мусульманской культуры Среднего Поволжья, а также содержит экспозицию серебряных монет с арабской вязью, книги татарских религиозных деятелей и писателей.

Вход в Музей исламской культуры в Казани платный: 200 рублей — полный, 100 рублей — льготный билет (школьникам, студентам, пенсионерам).

Режим работы музея: ежедневно, с 9:00 до 19:30 (касса до 19:00).

Анна Кудрявцева

Архитектура Кул Шариф

Архитекторы казанской мечети — «Татинвестгражданпроект»: И. Ф. Сайфуллин, А. Г Саттаров, Ш. Х. Латыпов, М. В. Сафронов.

Мечеть включает пять этажей, считая цоколь и тех. этаж. В плане представлена в виде двух пересекающихся под углом 45° квадратов. Такое устройство здания имеет символическое значение — повторяет мусульманский знак «благословение Аллаха».

Высота каждого из четырех основных минаретов Кул Шариф — 58 метров. Размеры купола Кул Шариф: высота — 39 метров, диаметр — 17 метров. Вместимость мечети — 1700 человек.

Кроме того, имеется два симметрично расположенных малых минарета. Стены мечети включают восемь стрельчатых арок, украшенных орнаментом и обрамленных аятами, высеченными на мраморе. Стрельчатые окна мечети декорированы витражами. Окна на куполе выполнены в виде тюльпанов, и это тоже символично: цветок является древнебулгарским знаком возрождения и процветания.

Помимо самой мечети, в комплекс Кул Шариф входят библиотека-музей, издательский центр, управление имама, экскурсионное бюро и посвященный закладке мечети памятный камень, пожарная часть. Здание мечети включает две части: ритуальную верхнюю и музейно-экскурсионную нижнюю.

В архитектуре купола прослеживается сходство с традиционным видом шапки Казанской — царского венца, сейчас эта шапка хранится в Оружейной палате. В целом же в архитектурных формах и декоре, наличии стрельчатых арок подчеркиваются традиции татарского зодчества.

Облицовка здания — белый мрамор, а купол и шпили шести минаретов — бирюзовые.

Вход в мечеть Кул Шариф находится с молельной площади, это северная часть здания; его акцентируют псевдоминареты. Вход в музей ислама — с противоположной, южной, стороны.

Tatiana Dudarenko

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector