Исаакиевский собор

Святыни

Как хранилище заповедных православных святынь, церковь Исаакия Далматского служила в дореволюционный период.

  • крест с частичками от животворящего древа Господнего
  • иконы – Тихвинской Пресвятой Богородицы, Корсунской Богоматери, Спаса Нерукотворного, св. Пантелеймона с частицами его мощей
  • рака с мощами Андрея Первозванного

В церкви также хранились военные реликвии, а также религиозные атрибуты:

  • знамя ополченцев Отечественной войны 1812 г.
  • 4 стяга петербургского ополчения 1855-1856 гг.

Лик Тихвинской Божьей Матери, по преданию, был создан св.Лукой.Он представляет Богородицу в образе ведуньи.На руках матери изображен младенец Иисус, держащий в руке свиток.Чудотворная икона служила одной из главных вериг русских земель. Ежегодно она прикладывалась во время крестного хода на всех территориях русского государства.Тихвинская была благословлена на царствование первого монарха из династии Романовских — Михаила Федоровича.Икону ценил Иван Грозный.

По его повелению она была перенесена из города Тихвин в Москву. Иван Грозный считал Богородицу своей заступницей и приказал сделать копии иконы, которые передавались в разные храмы. Подлинное изображение было вывезено из СССР в годы войны. С 1950 по 1995 гг. она находилась в США и была торжественно возвращена Русской Православной Церкви.

Четвертый и современный Исаакия

Через 7 лет Александр впервые объявил конкурс на строительство 4-го храма с сохранением престолов и фундамента прежнего.Но выполнить указ императора удалось не сразу.Только в 1818 году началось строительство по проекту молодого архитектора Августа Монферрана, который с энтузиазмом принялся за работу.Ему принадлежит не только проект храма, но и разработка концепции обустройства.В храме установлен бюст Монферрана, изготовленный из различных образцов камней, использованных в отделке.

Огюст Монферран в начале 19 века покинул свою родину и посвятил России более сорока лет своей жизни.Сразу же по прибытии в столицу России степенный молодой француз показал Александру первый альбом с чертежами уникальных храмов, от которых царь пришел в восторг и назначил Монферрана придворным архитектором, а также дал ему заказ на создание проекта нового храма.

В 1818 году я заложил фундамент. Однако через три года пришлось приостановить работы из-за неопытности, с которой столкнулся Монферран. Строительство возобновилось в 1825 году. К тому времени техническая документация претерпела качественные изменения.

Чтобы исправить ошибки проекта и внести существенные коррективы, Комиссия Академии художеств, состоящая из 13 выдающихся архитекторов той эпохи, в том числе Росси, Стасова, Михайлова, братьев Мельниковых и других творческих личностей, построила храм в 1841 г. И на продолжении семнадцати лет работала над его обустройством.

Архитектурно-художественный декор

Что касается архитектуры и декора здания, то главный архитектор несколько самостоятельно решил придерживаться традиций классицизма. Исаакиевский собор — прекрасный образец как монументального, так и декоративного искусства.

В течение девятнадцатого века для украшения зданий использовалось большое количество скульптуры, и Исаакий не стал исключением. Скульптурные композиции были тщательно выстроены таким образом, чтобы переходы от одной конструкции к другой были плавными, а впечатление от отдельных элементов сохранялось.

Входы расположены с южной, западной и северной сторон в устройстве собора; это был стандарт для православных храмов в восемнадцатом веке.Восточная часть отведена под алтарь и иконостас.Все внутреннее пространство разделено на три нефа с помощью внушительных пилонов.Высота центральной части составляет шестьдесят девять метров, крайних — двадцать восемь метров.

В иконостасе сделаны три арки.Центральная украшена двумя лазуритовыми колоннами, через нее осуществляется вход в главный алтарь св. Среди самых красивых витражей — один Исаакия Далматского. Его площадь составляет двадцать восемь квадратных метров.Он был создан немецким мастером Айнмиллером и отличается тщательным подбором цветов, их яркостью и глубиной.

Ступы редко используются в православных храмах, но здесь витражи не только дополняют обстановку, но и придают ей торжественный вид. Александр Невский и Святая Екатерина.

На центральном барабане купола много украшений: позолоченные скульптуры двенадцати ангелов-кариатид чередуются с живописными изображениями двенадцати апостолов. Свет из многочисленных окон отражается от позолоченных скульптур, и в сочетании с богатой росписью они производят потрясающий эффект на посетителя.

Художник Карл Брюллов был приставлен к внутреннему убранству собора — он расписал плафон площадью восемьсот шестнадцать квадратных метров.Рисунок идет по кругу, центр художник оставил свободным — это дает ощущение легкости и бесконечности небесного пространства.Нижний край плафона оформлен так, чтобы смягчить переход от строгих архитектурных форм к пышным и торжественным художественным образам.

Голуби олицетворяют Святой Дух в скульптуре под самым куполом.

Люстры Panadyl имеют золотое покрытие с каждой стороны и весят по три тонны каждая, поддерживая ощущение величия и торжественности.

Яркий эклектичный образец собора в целом: строгость форм и холодность гранита и мрамора, округлость куполов и богатство позолоты, яркость витражей, сверкание чеканки и насыщенность росписей, сливаются в его убранстве.

История строительства

Его форма, оформление и дух отражают дух Исаакия. Петербург.

Первая церковь

В XV веке голландский архитектор Герман ван Болес по приказу Петра I перестроил чертежный амбар в церковь. Храм был создан рядом с адмиралтейством и предназначался для обслуживания рабочих верфи. Церковь была построена по приказу Петра I.

В церкви начали проводить службы в 1710 году, когда она была построена в виде одноэтажного здания, увенчанного шпилем и поднятого небольшим куполом. Царь часто присутствовал на службах.Именно ему принадлежала идея дать название храму в честь святого, в день памяти которого он родился.В 1712 году в церкви состоялась свадьба Петра I со второй женой — Екатериной Алексеевной.Исаакий стал не только покровителем царской семьи, но и всего нового города.

Из-за растущего города церковь больше не могла удовлетворять потребности своих прихожан. Жилье было коротким и не подходило большинству людей. Это привело к строительству новой церкви на Неве. Для строительства были разобраны деревянные балки.

Вторая церковь

Август 1717 года стал датой, когда Петр I заложил первый камень в основание нового храма. Строительными работами занимались несколько архитекторов:

  • Г. Маттарнови
  • Н.Гербель
  • Г.Киавери
  • Я.Неупокоев
  • М. Земцов

План и художественное оформление корпуса соответствовали тенденциям петровского барокко.В контексте основание напоминало латинский вытянутый крест.Внутри церковь была разделена на 3 нефа и имела боковые фокусы.Общая длина здания составляла 60,5 м, а максимальное расширение — 32,4 м.Внутри здания почти отсутствовал декор. Интерьер составляли застекленные окна и крыша, покрытая железом.

Внешний облик Исаакия отчасти имел сходство с Петропавловским собором.Идентичность двух зданий усиливало наличие изящной звонницы, увенчанной шпилем.Она была оснащена часами, привезенными из Европы.Исаакиевская колокольня поднималась на высоту 27,4 м. Длина шпиля -13 м. Иконостас для церкви был расписан иконописцами московской мастерской И. В верхней части находилась фигурка ангела, держащего крест. Зодная.

В 30 –х гг. 18 в церковь дважды сильно пострадала от удара молний. Были проведены восстановительные работы. Однако вскоре стало ясно, что место, где стоит корпус сильно подтапливается. Фундамент стало размывать. Обследование, проведенное архитектором С. Чевакинским в 1760 г., констатировало необходимость демонтажа и переноса здания на другой участок.

Третий собор

Сенат приказал назначить Савву Чевакинского главным проектировщиком нового сооружения.Но составленный им план не был реализован.Императрица Екатерина II приняла в разработке эскиз.Она предложила идею переоборудовать колокольню над базиликой.Закладка фундамента была произведена в 1868 году.В честь этого знаменательного события даже была выпущена специальная памятная медаль.По приказу Екатерины II для строительства собора привезли полированный камень и гранит из Финляндии.

Собственный план обустройства церкви св. А. предложил архитектор Исаак Черч. Ринальди. В качестве венца здания он предусмотрел колокольню и пять куполов. В качестве облицовки стен был рекомендован мрамор. Реализовать смысл жизни после смерти императрицы было невозможно. Приемником Ринальди был назначен В. Бренна. Из-за дефицита финансирования первоначальный чертеж здания пришлось существенно изменить. Один купол заменил два других купола, а его размеры уменьшились. Высота колокольни также была уменьшена. Михайловскому замку был подарен мрамор, заготовленный для отделки.

После того как в мае 1802 года храм Исаакия был освящен, сразу же встал вопрос о его перестройке. Храм был слишком мал и недостаточно привлекателен.

Скульптурные произведения снаружи

Важно подчеркнуть единство православия с российской монархией, а также ее святость, добавив скульптуры в обустройство собора.

Как и подобает святому храму, его скульптуры посвящены христианско-евангельским темам, которые подтверждают утверждение: «Господи, царь истощит силы». Его можно увидеть на ленте северного портика.

Завершение фасада здания отмечено скульптурой двенадцати апостолов, а угловые части — статуями ангелов со светильниками, которые объединяют пространство сооружения с его цилиндром и куполом.Балюстрада главного купола украшена дюжиной ангелов.Их элементы, переходящие на стены, создают законченный вид.

Скульптуры в честь 4-х евангелистов показывают каждого со своим символом из окружающего мира, так рядом с Марком мы видим льва, напротив Матфея — ангела, напротив Луки — тавра, напротив Иоанна — орла.

Филипп Онебор Левере украсил портики Северной и Восточной партий двумя жилами: «Воскресение Христово» и «Встреча Исаакия Далматского с императором Валентом».

«Поклонение Вауче» выдает завершение южного портика работы скульптора итальянского происхождения Джованни Витали, более известного как Иван Петрович Витали. Центр занимает скульптурное изображение Девы Марии, в руках у которой новорожденный Иисус. Как и в библейском сюжете, здесь также по бокам ее изображение сопровождают волшебники с дарами.

В западном портике и по всему фасаду — изображение эфиопского царя и его слуг с использованием образов абиссинцев, служивших императорскому двору. Исаакия благословила императора Феодосия. Отображены в работах Витали и реалистические изображения. Он ругал эфиопского царя и его слуг, используя образы жителей Абиссинии.

У нас есть прототипы благороднейшего из императоров — князя Петра Михайловича Волконского, президента Академии художеств — Алексея Николаевича Оленина, председателя строительной комиссии.

В нишах северного дверного проема преподобная Александра изображена на больших полотнах с наружной стороны: «Споры Христа с фарисеями» и «Бегство в Египет». В центре двери находятся скульптурные работы архангела Михаила и Александра Невского. Сверху видны Исаакий Далматский и св. «Человек СЕ» и «Испытывающий Христос» Николая Мирлийского.

В западной части церкви есть три выдающиеся двери, на которых изображены проповедь Нагорного, воскрешение Лазаря и расслабленное исцеление. В нишах на обеих дверях расположены скульптуры Петра и Павла.

В углублениях стен портика с южной и северной сторон можно увидеть творения Петра Карловича Клодта и Александра Васильевича Логановского: «Скучающий крест», «Скорбь», «Избиение младенцев», «Явление ангела».

Скульптуры, выполненные Иосифом Германом, символизируют вехи пути Сына Божьего во время пребывания Святого Учителя на Земле.Некоторые считают, что обилие скульптур снаружи визуально согласуется с фасадами, однако, они являются большой лептой в придании помпезности, а главное, святости собору.

Колоннада

В архитектуре здания важным элементом являются колонны. Они соединяют корпус внизу, образуя портики по 8-16 колонн в каждом. Второй пояс из монолитных колонн тянется вдоль купола.

Верхняя колоннада

При строительстве храма была опробована новая технология подъема тяжелых предметов на большую высоту (до 40 м). Столбы были вырезаны из гранитных монолитов вблизи Путерлака (Финляндия). Их размеры составляют:

  • высота – 14 м;
  • вес – 64 – 114 т.

Колонны соответствуют характеристикам коринфского ордера:

  • основание (база)
  • длинный каннелированный (с вертикальными желобками) ствол
  • капитель (венец в виде растительного орнамента)

Верхняя колоннада используется как смотровая площадка. Попасть на нее можно по двум винтовым лестницам, по 200 ступеней в каждой:

  • южная – для входа
  • северная – для выхода

Нижняя колоннада

Громоздкие колонны в нижнем ярусе здания были возведены до начала основного строительства.Пресс и столб выполнены из гранита.В основание каждой колонны заложена монета — рубль серебром, отчеканенный в 1837 году.Под центральным столбом заложена медаль с изображением императора Николая I, выполненная из платины.

Скульптурное посвящение создателю

Исаакий без изображения своего «отца» — Анри Луи Огсте Рикара де Монферрана. Французский архитектор, проектировщик четвертого и настоящего собора, его главный строитель и организатор, как снаружи, так и внутри, представлен в левом углу барельефа в Тоге со своим «детищем».

В центре здания радует гостей Бюст Аугстеи, созданный, как гласят легенды, скульптором Антоном Егоровичем Фалльти, учеником Императорской Академии художеств и лично профессора Виталия.Штамп сочетает в себе различные породы и цветовые оттенки камней, из которых был возведен весь храм.

После освещения Исаакия говорили, что император Александр второй увидел в скульптурных работах, посвященных французскому архитектору, свою гордость.Святые изображены в скульптурах с провозглашенными головами перед Исаакием Далматским, только образ Монферанна не выражает «тени» поклонения, напротив, он предстает с поднятой головой.

Что бы там ни было, нас интересуют не слухи, а скульптурные, архитектурные и духовные ценности собора.А они всегда будут служить людям.Они, в свою очередь, всегда будут служить Богу.Сказано в Писании: «Не судите, да не судимы будете».Пусть судит история.А она способна со временем расставить все по своим местам.Мы тоже можем наслаждаться великолепием Исаакиевского собора.

Факты и цифры

Подбор материалов и основные технические решения отличались новаторством.Автор проекта и строительства Исаакиевского собора — Огюст Монферран запроектировал фундамент на свайном сосновом бору — прочном под всем храмом, что было редкостью для Петербурга с его вскрывающимися грунтами.Промежутки между сваями заполнили утрамбованным древесным углем, затем уложили гранитные плиты в 2 ряда, выше — каменную кладку.Кирпичные стены и пилоны возвели с гранитной прокладкой, которая стала прекрасным эталоном конструкции.

Впервые в эпоху позднего классицизма Монферран прибег к использованию металла, оценив его неоспоримые качества: легкость, непринужденность, прочность и долговечность. В ход пошли металлические конструкции, литая бронза, кованое железо, листовая медь и чугун.

Для колонн храма применялся розовый финский гранит. Он же использовался для массивного стилобата портиков и ступеней. Наружные стены облицованы серым русским мрамором. Однако во время реставрации, которая проводилась в 19 веке, некоторые плиты, ввиду их недостаточной прочности, были заменены на итальянский мрамор «Бардиллио».

Отделка храма полностью отвечает монументальности и его внушительным размерам. На эти цели он и был потрачен:

  • золота около 400 килограммов;
  • бронзы почти 1000 тонн;
  • малахита 16 тонн;
  • лазурита 500 килограммов.

В отделке фасадов и интерьера Исаакия использовались местные и мировые граниты и мраморы различных сортов и цветов.Необычайно торжественный вид собору придавали украшения из самых ценных цветных камней.

Маятник Фуко в Исаакиевском соборе

В начале 30-х годов 20 В.Исаакия был превращен в антирелигиозный музей.Он стал первым учреждением такого рода на территории СССР.Одним из главных предметов экспозиции музея был маятник Фуко.С его помощью осуществлялась наглядная демонстрация вращения земли.Прибор изобрел физик из Франции Ж.Фукко.Устройство состоит из шара со стержнем, подвешенного в свободном состоянии.Во время движения маятник постепенно отклоняется в сторону, производя за 24 часа. Полный оборот по окружности.

Публичное осмысление опыта с маятником Фуко состоялось в храме ночью 11-12 апреля 1931 года в присутствии 7 тысяч зрителей.Механизм в Исаакиевском соборе имел самый длинный в мире подвес -93 м. Он сделан из бронзы и весит 54 кг.В 1986 году маятник Фуко был демонтирован.Его перенесли в музей члена.Вместо подвеса на крюк прикрепили фигурку голубя.

Архитектурная задумка

В 1809 году начались работы по подготовке проекта и строительству обновленного Исаакиевского собора: величественного, соответствующего общему архитектурному стилю центра Петербурга.Автором окончательного проекта стал Огюст Монферран.За основу он взял традиционный для XVIII века тип храма: пятиглавый, центрический, квадратный в плане.

В стандартный чертеж он внес свои изменения: немного «вытянул» его на запад и восток, сделав из квадрата прямоугольник, а в середине поместил колонку на северный и южный квадрат.

В результате всех этих преобразований центральная часть стала сильно выделяться и приобрела особое значение.

Основная часть собора представляет собой цельный куб, над которым возвышается высокий цилиндр, окруженный колоннадой.Цилиндр венчает огромный золоченый купол.По сторонам от центральной части храма расположены четыре колокольни.Они украшены небольшими золочеными масками.Сочетание размеров основного и дополнительных куполов создает впечатление устремленности всего сооружения ввысь.

Фасады дополняют портики с семнадцатиметровыми колоннами, которые также очень примечательны: они сделаны из гранита и имеют гранитные базы с врезанными в них ступенями. Каждая из колонн весит сто четырнадцать тонн.

Один из двух портиков с шестнадцатью колоннами будет обращен к набережной Невы и установленному на ней медному всаднику, второй — к Исаакиевской площади.Алтарная часть украшена октиколонной частью, такой же установлен в западной части храма.Благодаря этому архитектурному решению, входы в собор находились по сторонам алтаря.

Треть восточной стены храма занимает аттик. Такой большой размер был продиктован необходимостью сохранить освященную часть предыдущего варианта храма. Архитектор немного смягчил его вертикальными членениями колоколен и пилястрами, украшающими углы сооружения.

Стены храма облицованы серым мрамором.Назвать их гладкими невозможно: они буквально выкатаны из непомерно больших окон с массивными наличниками — этот прием зрительно увеличивает и без того крупное сооружение.Тот же эффект создают огромные двери: площадь каждой составляет сорок два квадратных метра, вес створки — без малого десять тонн.

Время работы и стоимость билетов

Музейная экспозиция в храме открыта ежедневно с 10.30 до 18 часов. В среду выходной день.В теплый период года (04

Стоимость пропускных каналов варьируется в зависимости от категории граждан:

  • полный взрослый – 250 руб.
  • юношеский (7-18 лет) –50 руб.
  • студенческий (для жителей России и Беларуси) – 50 руб.
  • пенсионный (для жителей России и Беларуси) – 50 руб.

При наличии удостоверения иностранного студента, International Student Identity Card за вход платится 150 рублей.Вечерний абонемент дороже и имеет фиксированную стоимость 400 рублей.Такая же цена установлена за ознакомление с колоннадой Исаакиевского собора.

Внутреннее убранство собора.

Исаакиевский собор строился как домовый храм семьи Романовых, все работы по внутренней отделке велись при живом участии императора Николая I. На отделку и украшение интерьера оставалось 17 лет.

Основные иконописные сюжеты в оформлении иконостаса и внутреннего убранства посвящены небесным покровителям всех Венанций, во время правления которых были построены все четыре культовых сооружения.

Все детали интерьера подчеркивают единство земной императорской власти с властью Небесной, освященной самим Господом. Иконостас построен в виде триумфальной арки, имперский стиль подчеркивают шесть десятиметровых малахитовых колонн, расположенных по обе стороны царских врат.

Все иконы в соборе выполнены в технике флорентийской мозаики по живописным оригиналам художников Т. Неффа и Ф. Брюллова.

Поражает своей монументальностью скульптурная композиция «Христос во славе», созданная скульптором П. Клодтом и художником Т. Неффом.

Картина «Страшный суд», над иконостасом, написанная художником Ф. Бруни, наполнена трагизмом, ее колористическое и композиционное решение несут идею о всемогуществе Бога.

В соответствии с европейскими традициями выполнено грандиозное алтарное окно площадью 28 квадратных метров с витражным изображением Иисуса Христа в полный рост немецких мастеров.Внутренние поверхности стен и пилонов облицованы мрамором высотой 43 метра до Аттики.Над аттиком стены украшены искусственным мрамором.

Площадь купола Плафона занимает монументальная роспись под названием «Богородица во славе», созданная художником Карлом Брюлловым.Росписи на барабане купола, парусных взятках и аттике по эскизам К. Брюллова выполнил художник П. Купол находится в нижней части основания. На куполе высечены двенадцать апостолов.

Освещали собор с помощью семи бронзовых позолоченных люстр и канделябров.В 1908 году была проведена электрификация внутреннего пространства.Интерьер Исаакиевского собора поражает своим величием и праздничностью, на оформление декора было потрачено 300 килограммов золота.

Архитектурные особенности

Его фасады украшены выразительными портиками коринфского ордера. Большой купол имеет восьмиугольную форму. Здание построено в традициях позднего классицизма.

Исаакий знаменит не только безупречными классическими формами, которыми наслаждаются жители города и туристы.Это самое высокое из всех зданий, которые находятся на главных площадях города — Адмиралтейской, Дворцовой, Исаакиевской и Сенатской.Высота здания с куполом 101,5 м. Собор достигает длины 111,3 м и ширины 97,6 м.

Вокруг храмового комплекса установлено 112 монументальных колонн из монолитного гранита, материал для которых добывался под выборы. На некоторых из них можно увидеть выбоины от разрывов снарядов, оставшихся со времен войны.

Архитектурные и культурные достопримечательности

Храм построен в стиле классицизма, но в его архитектуре наблюдаются элементы других направлений.Высота и ширина храма превышают сто метров, а внешний диаметр купола составляет почти 26 метров.Общее количество колонн Исаакиевского собора составляет 112, а их размеры различны.

Знаете ли вы, что на одном из портиков находится изображение архитектора храма. Экипаж — пятиглавый, а все купола позолочены. Для этого использовали около ста килограммов драгоценного металла.

Главный купол Исаакиевского собора состоит из трех частей — нижней, внешней и средней, и все его элементы выполнены из металла.Крест, установленный на вершине, является греческим и выполнен из золота. По углам основного сооружения установлены колокола, в которых висят колокольчики, изготовленные с добавлением серебра и меди в олове.

При строительстве этого собора было использовано более сорока минеральных пород, в том числе гранит, серый мрамор, малахит, порфир, яшма.

На колоннах портика изображены фигуры апостолов, над крышей — изображения ангелов, а на всех фронтонах (они украшают каждую сторону здания) — горелки на евангельские темы. Украшены портики и снаружи сооружения, и на каждом из них установлены горелки и статуи. Посетителей Исаакиевского собора привлекает и его великолепное внутреннее убранство: для облицовки использовались редкие породы мрамора, а купол расписывали лучшие художники своего времени. Стоит подчеркнуть, что в храме есть как живописные и мозаичные картины (их более шести десятков), так и огромное количество статуй, рельефов и скульптурных групп. Привлекает внимание и голубь, покрытый серебром, который размещен на тросе под куполом и символизирует Святого Духа. В соборе есть три алтаря, которые облицованы мрамором. В главном алтаре к колоннам прикреплен малахит.

Скульптуры установлены возле каждой из них.Отдельно стоит упомянуть витраж Исаакиевского собора, который является одним из крупнейших в Европе.Он изображает воскресение Христа и выполнен из элементов более чем ста оттенков.

Колоннада Исаакиевского собора является частью комплекса. Ее высота составляет 43 метра, и подняться на нее можно исключительно пешком — на вершину ведет винтовая лестница. Здесь расположена смотровая площадка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector