Храм христа спасителя в москве

Краткое описание святынь Архангельского собора московского Кремля

  • Главной святыней храма является его икона, которая изображает деяния Архангела Михаила. Ее ценность не только в «почтенном» возрасте (около 6-7 столетий), но и в художественном мастерстве авторов.
  • Расположен здесь и чудотворный образ Богоматери, называемый «Благодатное небо». Считается, что написана она в Литве, а в Россию ее привезла княгиня София Витовтовна. Этот образ особо почитаем теми, кто молится об исцелении от болезней.

Икона Архангел Михаил Чудотворный образ Богоматери «Святое небо».

  • мощи Дмитрия Донского;
  • царевича Дмитрия;
  • черниговского князя Михаила и его боярина по имени Федор;
  • Евфросинии Московской.

Святые источники Москвы

Некоторые источники Божьей благодати предлагают купание. Верующие могут искупаться в святой воде, чтобы исцелить себя.

В столице есть несколько источников:

  1. Холодный (Сергиевский) святой источник. Предание гласит, что прп. Сергий Радонежский хотел основать на этом месте обитель. Источник находится в Теплом Стане, в районе дома 132/8 на ул. Профсоюзной.
  2. Источник в Татарском овраге. Место собирает множество паломников. Верующие отмечают значительное улучшение общего состояния после посещения родника. Он находится в Москворецком парке, в районе ул. Осенней, 18. Ориентир – церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
  3. Кадочка. Сюда особенно спешат люди, страдающие бесплодием. Находится в Голосовом овраге, относится к музею-заповеднику Коломенское. Ориентир – храм Вознесения Господня.

Теории искупления

Учет имеющихся теорий искупления, относящихся к числу наиболее систематических попыток вмешательства в подвиг, сделал бы наше рассуждение о том, почему Иисус Христос называется Спасителем, неполным. Поэтому мы традиционно выделим три теории:

  1. юридическую;
  2. нравственную;
  3. органическую.

Западный христианский схоласт Ансельм Кентерберийский — автор юридической теории искупления. Его рождение произошло до великого раскола 1054 года, так что формально он был жив еще раньше. Идеи Ансельма не были созданы из последовательных излияний, как считают некоторые. В принципе, юридическая трактовка вопросов веры у латинян восходит к IV веку. По сути, он утверждает, что своим падением человек нарушил Божий порядок и оскорбил Всевышнего. В зависимости от ранга оскорбленной стороны определяется степень оскорбления. И Бог, и преступники, соответственно, имеют бесконечные недостатки. Человек, будучи созданным творением, не способен удовлетворить бесконечную справедливость Бога и принести удовлетворение за содеянное, поэтому потребовалось воплощение и сущность второго лица Святой Троицы, чтобы принести искупление человеку. Даже те, кто раньше не знал об этой теории, теперь могут увидеть ее «сухость» и несоответствие Священному Писанию в некоторых положениях. Хотя отрицательным аспектом этой книги является то, что в ней подчеркивается, что человек не может спастись в одиночку.

Моральная теория искупления была создана как реакция на крайности теории правовой. Она нашла свое завершение в трудах митр. Антония (Храповицкого). Акцент в этой теории делается на преодолении Христом всех искушений, чем он проявляет предельное послушание своему отцу, являя тем самым величайший пример. По мнению владыки Антония, спасение совершилось во время гефсиманской брани, а крест нужен для раскрытия, демонстрации силы и глубины духовных мук Спасителя. Отрицательные стороны этой теории также лежат на поверхности, по крайней мере, смысл страданий и смерти Христа привычен. Так же моральная теория его критикует теорию юридическую, которая сводит отношения человека и Бога, к безжизненным юридическим категориям.

Основными сторонниками органической теории искупления были такие теологии эмиграции, как прот. Георгий Флоровский, В.Н. Лосский и др. Здесь необходимо сказать, что христианская схоластика (учение о спасении) является одним из наименее догматически разработанных разделов. Так, в лице русских богословов-эмигрантов в этой теме была предпринята попытка синтеза патристической мысли. Для них искупление, прежде всего, — это исцеление и забвение больной человеческой природы. Акцент здесь делается не только на Голгофе, Гепсимании или гробе, но на всей жизни Христа. Ранние, страдания, крест и воскресение остаются важнейшими действиями Сына Божьего в деле спасения, но этому предшествует Его воплощение и прохождение всех этапов человеческого развития, обретение некой полноты человеческих возрастов. Поэтому все, что говорил и делал Христос (учение, пророчества, чудеса и т.д.), имеет отношение к нашему спасению.

Эта теория названа органической не потому, что все органично (гармонично), а скорее потому, что она раскрывается как в божественных, так и в человеческих категориях природы. Нарушение закона, аморальный поступок, но самое главное — грех рассматривается здесь как болезнь. В результате спасение — это исцеление от болезни, избавление от рабства, освобождение от бремени. Поскольку человек был создан для мира, он также способен обеспечить спасение миру. Христос — Спаситель не только человечества, но и всего мира.

Покровский собор Московского Кремля (собор Василия Блаженного)

  1. Построен в середине XVI века по повелению Ивана IV Грозного, в ознаменование взятия Казани, которое произошло в день празднования Покрова Пресвятой Богородицы.
  2. Состоит из девяти отдельных церквей, престол каждой из которых освящен в честь определенного праздника.
  3. В конце века к собору была пристроена десятая церковь, возведенная в честь известного московского юродивого и предсказателя Василия Блаженного. Этот храм и дал собору второе, простонародное название, под которым он известен всему миру.
  4. В течение веков собор многократно перестраивался и обновлялся. После революции даже поднимался вопрос о сносе святыни, но его удалось отстоять.
  5. В настоящий момент собор принимает посетителей в качестве музея, также в нем проводятся нерегулярные богослужения.

Территория обители

Прогуляйтесь по храмовому комплексу после посещения святыни. Он включает в себя собственную церковь, Преображенскую церковь, часовню, фонд и небольшое экскурсионное бюро.

Преображенская церковь Храма Христа Спасителя была построена в дань памяти Алексеевского монастыря. Когда-то он находился на этом месте. Внутреннее убранство было выполнено в духе того периода, когда монастырь стоял на здешних землях. Это был 16 век. Церковь состоит из трех алтарей и имеет два небольших предела. Люди приходят сюда, чтобы помолиться перед образами Алексия Божьего и иконой Тихвинской Божьей Матери. Церковь была открыта и освещена 19 августа 1996 года. Главным достоянием является икона, спасенная восхитительной художницей Сорокиной, которая уцелела во время разгрома комплекса. Также здесь находятся древняя икона Матери Смоленской и икона Святого Николая.

Часовня была возведена в честь Державной иконы Божией Матери.Она отличается небольшими размерами и выполнена из дерева.Здание несколько удалено от основного здания.Главной святыней является икона Богородицы «Честная».Она была принесена в 20 веке в 20 веке.В современной России образ очень почитаем.

Если пройти несколько метров от иконы, вы увидите еще одно красивое здание. Это дом знаменитых пертеров. Строение находится прямо на пересечении Сойоновского проезда и Пречистенской набережной. Объект был построен в 1905-1907 годах.Над проектом работали архитекторы Н.К.Жуков, Б.Н.Шнаберт.Эскиз создал популярный для того периода художник С.В.Малютин.Он известен во всем мире как автор русских гнедых и зарисовок по народным сказкам.

В соответствии с новым направлением здание было перестроено в современном стиле. Тем не менее, на балконах присутствует явный древнерусский колорит. Наряду с западными средневековыми мотивами присутствуют элементы восточных культур. Забавные мифические образы украшают декор фасада. Потрясающе красивые картины на стенах, изображающие замысловатых существ, животных и растения. Резные украшения украшают окна и стены. Поэтому наблюдатель может долго рассматривать некий хозяйственный дом, прежде чем он появится перед глазами. В общей сцене мегаполиса красный цвет гармонично дополняет картину, создавая впечатляющее украшение улицы. Чтобы не сфотографироваться, туристы не могут пройти мимо интересного объекта.

Фонд Храма Христа Спасителя выступает в качестве органа управления монастырем.Его основная деятельность направлена на привлечение благотворителей, сбор пожертвований, организацию реконструкций, выставок, мероприятий и экскурсий.Организация деятельности организации осуществляется на основе договора доверительного управления от 20-го года.Внешне здание ничем не примечательно.Фонд специализируется на проведении разнообразных экскурсий.

Прихожане приходят познакомиться с внутренним убранством храма, его историей, по желанию организуется увеличение смотровых площадок. С высокой точки открывается головокружительный вид на внешние окрестности Москвы. Ни один турист не захочет упустить такую возможность. Поэтому желающих подняться всегда достаточно много. На сегодняшний день доступны такие экскурсионные маршруты, как «горельники Храма Христа Спасителя», «роспись галереи Нижнего храма (Притчи)», «Выход на смотровую площадку». Есть возможность совместить несколько экскурсий. Стоимость приемлема и начинается от 400 рублей. Прогулка осуществляется группами от 400 человек. Более подробную информацию всегда можно уточнить на официальном сайте монастыря.

Краткое описание истории создания Успенского собора Московского Кремля в Москве

  • История этого удивительного места началась в 1326 году по идее митрополита Петра и приказу князя Ивана Калиты.

    Знаете ли вы? В этом году здесь был воздвигнут первый в Москве каменный храм, хотя согласно археологическим находкам деревянная церковь существовала здесь и раньше.

  • Просуществовав около 150 лет, к 1472 году каменное строение сильно обветшало, и было принято решение о строительстве нового храма. Как ни странно, строительство не было завершено, поскольку храм снова обрушился.
  • Тогда в 1475 году царь Иван III пригласил итальянского архитектора Аристотеля Фиораванти, с помощью которого в течении 4 лет был построен красивый белокаменный храм, который существует и поныне.
    С тех пор он стал местом проведения многих торжественных мероприятий. Здесь проводились венчания на царство, посвящения в митрополиты, епископы и патриархи, здесь также была устроена усыпальница для многих великих церковных деятелей.
    С приходом Советской власти в соборе был устроен музей. Его строение и богатое внутреннее убранство подверглось научной реставрации, которая была завершена в 50-х гг. XX века.
  • С 1990 года здесь возобновились церковные богослужения, но они проводятся редко, лишь в честь великих праздников.

Архангельский собор

  1. Посвящен Архистратигу Михаилу.
  2. Построен в начале XVI века.
  3. Собору предшествовали деревянная церковь XIII века, а после каменный храм XIV века. Возвел Архангельский собор итальянский архитектор Алевиз Новый, что наложило небольшой отпечаток на внешний облик здания, придав ему венецианские элементы.
  4. Вплоть до правления Петра I собор был усыпальницей для членов монаршей семьи. Вплоть до конца XVIII века в обязанности особых служителей входило служить панихиды в дни их поминовения.
  5. Сейчас в Архангельском соборе функционирует музей, но по отдельным случаям, в том числе в день поминовения усопших, в нем производятся богослужения.

Интересные факты о Храме Христа Спасителя

  • В храме есть мраморные таблички с именами тех, кто вложил силы в возрождение Храма Христа Спасителя;
  • В храме расположен уникальный музей церковного искусства, где хранятся произведения, написанные, начиная с XV в. до наших дней. Именно там хранится известный триптих В. Васнецова;
  • Основание храма заложено на существовавшем в прошлом веке холме;
  • Росписи всех залов церковных палат выполнены в древнерусском стиле с использованием лепных и резных элементов.
  • Зрительный зал в зале Церковных Соборов рассчитан на 1300 мест.
  • В Храме Христа Спасителя хранится множество святынь Русской Православной Церкви: Частица Ризы Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, гвоздь Креста Господня, Риза Пресвятой Богородицы, Мощи Блгв. вел. кн. Александра Невского, Св. мощи митрополита Московского Филарета (Дроздова) и многие другие.
  • В храме действуют воскресные школы для детей и взрослых, отдел социального служения и клуб православной молодежи.

Фрески

Самые древние фрески не только Кремля, но и Москвы можно найти на алтарной преграде Успенского собора.Дионисий и его артель написали эти изображения в первые годы существования построенного фиопенатского храма. Главными героями фресок являются монахи-подвижники, получившие статус преподобных.От увядания и разрушения изображения спасло то, что они долгое время были скрыты иконостасами, и нашли их только к концу XIX века.

Julia Alisova

Фрески центральной части собора были созданы в середине XVII в. Они разделены по циклам: «Земная жизнь Богоматери», «Земная жизнь Христа», «Вселенские соборы», «Акафист», «Страшный суд».Также расписаны купол, столпы и своды.Пять глав собора служат 5 холстами для различных образов Бога.На столпах изображены 135 мучеников, которые почитаются «столпами церкви».

«Был храм, хлам, а теперь – срам»

Большевики не исчезло ничего, что нельзя было бы использовать в другом месте. Поэтому обломки некогда самого величественного храма России были пущены на украшение строящегося метро.

На месте взорванного храма было решено возвести грандиозное здание Дворца Советов. Оно должно было показать всему миру торжество идеи коммунизма. Высота дворца по проекту составляла 400 метров, его должна была насторожить статуя вождя мирового пролетариата Владимира Ленина. Предполагалось, что статуя Ленина будет в три раза выше и в два раза больше нью-йоркской статуи Свободы. Ее голова по объему не уступала колонному залу Дома Союзов. В большом зале, расположенном в центре дворца, на колокольне мог бы разместиться Иван Великий или Исаакиевский собор. Строительство затянулось, а с началом войны было приостановлено, и металл, заготовленный для строительства, пошел на противотанковые ежи.

Известный кубинский революционер, ближайший кандидат Фиделя Кастро Эрнесто Че Харрера во время визита в СССР в 1960 году одним из первых оценил бассейн «Москва». Огромный котлован с налипшими сваями — все, что осталось от Дворца Советов — не красил облик столицы могучей державы. Идея сделать открытый бассейн на месте фундамента Дворца принадлежала церкви Никиты Хрущева. С первых дней своего существования бассейн стал местом паломничества москвичей и гостей столицы. Но в данном случае проклятие монахини сбылось, бассейн просуществовал всего 30 лет.

Архитектура и культурные достопримечательности Архангельского собора

Описывая архитектурные особенности Архангельского собора Московского Кремля, следует подчеркнуть, что он построен в традиционном для русского зодчества стиле с элементами венецианского строительства. В то же время архитектор впервые в истории интерпретировал структуру кремлевского Успенского храма.

  • Основой строения является прямоугольник, в западной части которого – четыре придела. Здание выполнено из кирпича. У него пять глав, которые смещены к востоку и расставлены асимметрично. При этом барабаны куполов различаются по диаметру. Благодаря такому приему создается впечатление простора и особой легкости строения.
  • Венецианская архитектурная традиция прослеживается в ордере из двух ярусов, который размещен на фасадах, а также в полукруглых фронтонах, ордерных пилястрах, многопрофильных карнизах. Такая ордерная декорация была впервые использована для декора внутреннего пространства храма.
  • Очень интересно и само убранство храма внутри. Поскольку Архангел Михаил, которому и посвящен собор, у христиан считается проводником душ умерших, а также покровителем князей и витязей, которые проявили чудеса героизма на военном поприще, атмосфера в храме отличается торжественностью, но при этом несколько сумрачная. Ученые сходятся во мнении, что первоначальный вариант строения не был украшен изнутри росписью, а появилась она в середине XVI века, о чем свидетельствуют фрески, сохранившиеся в предалтарной части с южной стороны.
  • Нынешняя роспись датируется XVII веком, причем прорись делали лишь четыре иконописца, а вот росписью занималось более девяти десятков мастеров. Поскольку в некрополе Архангельского собора покоится немало царей и князей, их символические портреты также размещены на стенах. Здесь есть как библейские сюжеты, повествующие о жизни Архангела Михаила, так и легендарные, посвященные борьбе князей с захватчиками.
    Изначальный иконостас, который соорудили при возведении Архангельского собора московского Кремля, сгорел в середине XVI века, но через сто лет резчики царя создали новый. Большинство образов, размещенных в иконостасе, выполнены в этот же период. Особого внимания заслуживает икона, изображающая Архангела Михаила. Она датируется XIV-XV веками. Некоторые исследователи называют ее лучшим образцом русской иконописной школы.
  • Что касается усыпальницы, первоначальное расположение захоронений неизвестно – после разбора храма в 1505 году их расставили по-новому: с южной стороны разместили великих князей, с запада – удельных, а возле северной стены – опальных. Через полтора века достроили еще один придел, где также сделали царскую усыпальницу – именно здесь похоронены Иван Грозный, Александр Невский.

История основания

Деревянный храм во имя архангела Михаила, своего небесного покровителя, возведен в Москве в XIII веке во время короткого княжения брата Александра Невского, князя Михаила Хоробрита. В 1333 году московский князь Иван Калита на месте деревянной церкви построил собор из белого камня.

Величественный собор — это благодарность Господу за спасение Руси от голода в неурожайный год. Князь завещал похоронить себя здесь, с тех пор Архангельский собор на 180 лет стал родовой царской усыпальницей, а Иван Калита — первым правителем, похороненным в храме.

Во время реконструкции Кремля князь Иван III перестроил и родовую усыпальницу. Для этого он пригласил миланского архитектора Алоиза Ламберти да Монтиньяна, получившего в Москве известность как Алевиз Флазин.

Завершил строительство Архангельского собора сын князя, Василий III, продолживший дело отца по объединению Руси. Новопостроенный собор освящен 8 ноября 1508 года.

Храм посвящен архангелу Михаилу, небесному покровителю князей в их губительных подвигах. Великие князья приходили сюда на молитву перед сражениями, а царь возглавлял торжественную процессию после вступления на царство для поклонения гробам после вступления на царство.

Патриарший дворец и собор Двенадцати апостолов

  1. Собор 12 апостолов Московского Кремля – единственный храм города, носящий такое имя.
  2. Возведен в XVII веке по указу патриарха. Вместе с ним выстроен Патриарший дворец. В дальнейшем неоднократно перестраивался.
  3. После того как патриаршество было упразднено, собор утратил свое былое значение, а во дворце было расположено управление Великого Синода.
  4. В течение XVIII века собор стал разрушаться, приходя в упадок, и лишь к концу века были проведены восстановительные работы.
  5. Пострадал собор во время революционных событий, а после них был передан в управление музею. В настоящее время в здании действует экспозиция.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector